|
Скандинавский аукцион - что скрывается за фасадом?
Заглянем на один из
сайтов, продающих различные товары по принципу скандинавского
аукциона. Принцип довольно простой. Начальная цена любого товара – 1
рубль. Каждый желающий приобрести товар должен сделать ставку,
автоматически поднимающую цену товара на 25 копеек (шаг может
варьироваться). За право сделать ставку потенциальный покупатель
должен заплатить системе 7 рублей (стоимость ставки тоже может
меняться). После каждой сделанной ставки аукцион продлевается на
заранее определенный промежуток времени (это может быть от 30 сек до
5 минут).
Товар продается тому из участников, который сделал последнюю ставку.
Кроме того, в некоторых розыгрышах предусмотрена компенсация – если
вдруг кто-либо из участников затратил на ставки сумму, превышающую
рыночную стоимость товара (об определении рыночной стоимости чуть
ниже), этот участник бесплатно получает такой же товар. Всё
прекрасно, не правда ли? А теперь давайте заглянем за кулисы этого
праздника и посмотрим, как работает система на конкретных примерах.
Пример 1 – продажа товара по явно заниженной стоимости. 19''
ЖК-телевизор был продан за 18 рублей 50 копеек. «Надо же, как
повезло кому-то», – думаем мы и бежим играть в надежде, что и нам
тоже повезет. Нет, не повезет. И вот почему. В системе работает
специальная программа, управляющая роботами – заранее созданными в
базе данных учетными записями якобы покупателей, действия которых
ничем не отличаются от действий настоящих участников аукциона.
Задача этой программы – не дать покупателям купить товар ниже той
цены, которая выгодна организаторам аукциона. Как работает эта
программа? Алгоритм предельно прост – до окончания аукциона роботы
не вмешиваются в торговлю (в редких случаях торговля может
«оживляться» одной-двумя ставками от имени покупателя-робота, но это
невыгодно организаторам с финансовой точки зрения). В тот момент
времени, когда аукцион должен закончиться, программа проверяет, кто
является лидером аукциона. Если это робот – программа не
предпринимает никаких действий и позволяет аукциону завершиться.
Именно это и произошло в рассматриваемом примере. Однако если бы
лидировал настоящий потенциальный покупатель, в этой ситуации – при
цене завершения, явно не устраивающей организаторов аукциона –
программа обязательно сделала бы ставку от имени одного из роботов.
Пример 2 – продажа товара по цене, устраивающей организатора.
Фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-T300 с рыночной ценой 12 000 рублей
(кстати, на price.ru эта модель предлагается по цене менее 9 000
рублей – это к вопросу о рыночности объявляемых цен) был продан по
цене 860.75 рублей. На первый взгляд кажется, что и здесь должны
были поработать роботы, потому что цена продажи слишком низкая.
Возможно. Если жадность организаторов не знает границ. Потому что
реальная сумма, полученная в результате этого розыгрыша, составляет
(860.75 – 1) х 4 х 7 = 24 073 рубля. За вычетом суммы ставок,
сделанных роботами, если таковые были. Прибавив к этой сумме цену,
которую ещё должен будет заплатить победитель, получим почти 25 000
рублей – вполне неплохо с учетом того, что товар был куплен за 9 000
рублей.
Казалось бы – ничего страшного, можно и поиграть. Скажем, во-первых,
выбрать стратегию, которая предписывает начинать делать ставки к
моменту, когда общая сумма ставок (формулу смотрите выше) уже
значительно превышает реальную стоимость разыгрываемого лота.
Во-вторых, участвовать только в тех розыгрышах, где предусмотрена
компенсация – в розыгрышах без компенсации роботы могут просто
бесконечно «задирать» цену до тех пор, пока настоящий участвующий в
розыгрыше покупатель не «сломается». При этом варианте затраты на
участие в розыгрыше минимизировать, конечно, удастся.
Но вот удастся ли выиграть лот – неизвестно. Потому что неизвестен
уровень жадности организатора. Возможно, в этом случае – чтобы не
просто выбросить деньги на ветер – придется довести розыгрыш до
наступления условий получения компенсации и удовлетвориться ею. При
этом не стоит забывать, что компенсация фактически представляет
собой покупку участником аукциона разыгрываемого товара по цене на
20-50% выше, чем можно было купить этот же товар в обычном магазине.
Резюмируем – мошенничеством действия организаторов скандинавского
аукциона считать нельзя. Здесь нет хищения или присвоения чужого
имущества обманным путем. Игроки знают правила и играют по ним,
стало быть – соглашаются с этими правилами. Никто никого не
обманывает. Игроку сказано изначально – он рискует своими деньгами.
Может выиграть, но может и проиграть. Да и квалифицировать действия
по статье «мошенничество» – прерогатива суда.
Но не назвать этот вид аукциона в нынешней его интернет-реализации
лохотроном у меня просто язык не повернется.
Источник: http://shkolazhizni.ru |